Обо мне Фотоальбомы Мои друзья Контакты

Моё хобби  

Автомобили

Вертолеты

Яхты

Моё хобби

Увлечение коллекционированием моделей,в т.ч. и радиоуправляемыми, как это ни странно, до сих пор для многих кажется не только бесполезным, но и странным занятием. Честно говоря, практической пользы от моделей действительно мало: урожай с дачи не привезешь, на работу на них тоже не приедешь. И даже в качестве вложения средств модели, в силу их относительной ценности, малопривлекательны. Это то, что называется хобби, делающее жизнь интереснее и содержательнее. К тому же можно почувствовать себя арабским шейхом, у которого в гараже стоит несколько десятков самых дорогих машин мира. Или иметь всего одну модель-мечту!

Первые игрушечные модели появились лишь немногим позже машин настоящих, в самом начале прошлого века. Их родиной, как и самого автомобиля, считают Германию (конкретно — город Нюрнберг). Там, благодаря широкому распространению всевозможных ремесленных мастерских и фабрик, впервые стали делать маленькие игрушечные автомобильчики. Причем сразу же появились как простые машинки, так и достаточно сложные игрушки с заводными механизмами, с действующими гудками, светящимися фарами и открывающимися дверями. Само собой, что подобные игрушки были очень дороги и позволить играть ими своему ребенку могли только очень состоятельные родители.

Ситуация радикально изменилась в 1914 году, когда американская фирма Tootsietoy освоила производство литых моделей из олова. Выигрыш был колоссальный: с помощью однажды изготовленных пресс-форм можно было штамповать сотни, если не тысячи моделей-копий, первой из которых стал Ford-T («Жестянка Лиззи» и здесь сумела выделиться, разойдясь тиражом в 15 млн. штук!). Иногда вместо олова применяли свинец, но со временем и то, и другое сменилось цинковым сплавом (современные же «модельки» изготовлены из сплава под названием «mazac», в США называемого «zamac»).

В 1947 году известной английской фирмой Lessney была выпущена серия Matchbox, которая стала в своем роде революционной. Производитель не придерживался какого-то определенного масштаба. Главным критерием была возможность помещения модели в спичечный коробок (от которого, собственно, и произошло название серии). Но несмотря на небольшие размеры и отсутствие единого масштаба, эти «модельки» быстро завоевали популярность во всем мире! Что интересно, их и сегодня производят, и они по-прежнему пользуются большим спросом в среде поклонников серии.

Сборные наборы от Tamiya отличает высочайшая степень детализации и тщательная проработка всех деталей: оригиналу соответствует даже рисунок протектора шин и надписи на их боковинах!
Для пилотирования (именно так!) радиоуправляемых моделей-копий от Tamiya необходимо отдельно приобретать пульт дистанционного управления.

В 1956 году на арену автомоделизма вышла новая марка — Corgi Toys, в которых впервые появились прозрачные стеклышки-пластмасски. Чуть позже появились подрессоренные вращающиеся колеса, открывающиеся капоты и багажники с макетами двигателя и запасного колеса внутри, подробно проработанные салоны с откидывающимися (где необходимо) спинками сидений...

Но в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия наметилась новая тенденция среди коллекционеров, выражавшаяся в стремлении к большей степени детализации, пусть даже и за счет отказа от открывающихся дверей-багажников. Дело в том, что даже современные технологии и материалы в самом массовом на сегодня масштабе 1:43 не способны обеспечить совмещение достоверности и зрелищности, которую и дают открывающиеся дверки. Дверные зазоры нынешних иномарок в масштабе 1:43 будут составлять сотые, если не тысячные доли миллиметра, выдержать которые почти невозможно! Поэтому-то сегодня в среде коллекционеров ценятся так называемые «глухие» модели, без открывающихся дверей, но зато отличающиеся максимально полной и точной проработкой деталей, вплоть до отражающего покрытия тыльной части зеркал заднего вида и точного воспроизведения приборной панели!

В конце 80-х годов повышенной популярностью среди коллекционеров стали пользоваться модели немецкой фирмы Schabak, которые, сохраняя компромисс с игрушками (открывающиеся двери), по степени детализации соперничали с «глухими» копиями. Но уже в девяностых годах на первое место среди самых популярных коллекционных «моделек» выходит фирма Pauls Model Art со своей серией Minichamps. Эти «глухие» модели — яркое отражение требований коллекционеров сегодняшнего дня: максимальная достоверность за счет минимума «действующих» деталей.
Почему наиболее популярным среди моделей-копий машин стал масштаб 1:43? Причина — в дюймовой системе мер и... колее железнодорожного полотна! Поскольку железнодорожный транспорт появился раньше автомобильного, то раньше появились и модели железных дорог. В Англии колея железнодорожного полотна измерялась в дюймах, соответственно, и масштабы для моделирования подбирались кратные. Наиболее популярный из них при округленном пересчете в метрическую систему мер соответствовал масштабу 1:43. А поскольку в качестве дополнений к масштабным железным дорогам выпускались и автомодели, то со временем именно этот масштаб стал самым распространенным и универсальным в автомоделизме.

Впрочем, война между точностью исполнения и зрелищностью идет до сих пор. Так, известная своими моделями в масштабе 1:87 фирма Herpa некоторое время назад изготовила в 43-м масштабе модели суперкаров Ferrari, причем из пластмассы, совмещая открывающиеся детали с филигранностью исполнения и высочайшей степенью копийности — до сих пор ее результат никому не удалось повторить! Так что еще не факт, что коллекционеры и дальше будут наслаждаться «глухими» моделями.

Что интересно, сегодня около 80 процентов (если не больше) всех моделей-копий по заказам известных фирм изготавливается в Китае. Однако подобное происхождение «моделек» уже никого не пугает, так как качество у фирменного товара очень высокое.

Что же касается остальных моделей-игрушек, то в том или ином ассортименте их можно найти во многих промтоварных и даже продовольственных магазинах города (супермаркеты «Бонус», «Слата»). Цены — от 65 до 120-150 рублей (иногда немного выше). Но наибольший их ассортимент есть в «Детском Мире» и «Мире Игрушки». В Советском Союзе хорошие модели автомобилей всегда были дефицитом. По сути, наиболее массово их делали только на ПО «Тантал» в Саратове. В Казани и Ульяновске выпуск моделей был небольшим и ограниченным по ассортименту (КАМАЗы и УАЗы соответственно), а заводы игрушек в Москве и в Ленинграде и вовсе делали приблизительные пластмассовые копии зарубежных авто, причем чаще всего на купленных за рубежом линиях. Но даже самые удачные в Союзе модели из Саратова в лучшем случае копировали стиль и качество моделей от Corgi Toys: в них открывались двери-багажники и вращались подрессоренные колеса. Высшим образцом советского промышленного автомоделизма можно считать модель ВАЗ-2121 «Нива», у которой открывались все двери, передвигался рычаг КП, поворачивались передние колеса и даже читалась (через лупу, естественно) фирменная ладья на эмблеме. После распада Союза ассортимент предлагаемых моделей увеличивался только за счет новых модификаций уже существующих. При этом из-за износа штампов их качество неуклонно снижалось и сегодня даже на фоне недорогих китайских «моделек» отечественные изделия выглядят неважно.

«Фирменные» модели можно найти и у официальных дилеров машин настоящих (например BMW). Но эти «модельки» не из дешевых, при том, что выполнены не очень достоверно. Судя по всему, их главная задача — нести не столько коллекционную, сколько имиджевую нагрузку.

К сожалению, в нашей стране есть только одно периодическое издание, полностью посвященное моделям машин — журнал «Автомобильный моделизм». Еще печальнее, что содержание журнала, по многим отзывам, весьма посредственное: иногда во всем номере есть только один по-настоящему неплохой материал, а остальные выполняют роль «массовки». Огорчает и то, что даже в таком виде в Иркутске в свободной продаже этого журнала нет вообще, и найти его можно только у фанатичных поклонников этого хобби. По непроверенным данным, сейчас журнал перестал выходить вообще. По крайней мере, на сайте журнала последний номер датирован декабрем 2003 года...

Особо расскажем и про сборные модели-копии автомобилей из пластиковых деталей — так называемых «наборов» или «китов» (англ. kit — набор инструментов или деталей для сборки). Как и в случае со стендовыми моделями, они могут быть попроще или посложнее, с большей или меньшей степенью детализации. При этом их масштаб, чаще всего, более крупный: от 1:32 до 1:10 и даже 1:8..

Реклама:
| срочная виза - шенгенская виза | Размещение статей о туризме, биржа статей — VPROQ.ru | Москва бюро переводов, нотариальный перевод документов, апостиль срочно срочный перевод. | Квартирный переезд профессиональный переезд |

Хостинг от uCoz